Поиск
Позиция Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения 2020

Позиция Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения 2020

Позиция Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения 2020

Обзор ключевых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ в 2020 году:

  • при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода (Определение КС РФ от 30.01.2020 № 10-О);
  • положения об использовании при определении налоговой базы внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений, установленных решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда, с даты начала применения для целей налогообложения обжалованной кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (Определение КС РФ от 30.01.2020 № 45-О);
  • недостача подакцизного товара, в том числе допущенная налогоплательщиком после истечения срока действия соответствующей лицензии, приравнивается к налогооблагаемой операции для целей взимания акциза (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.04.2020 № 22-П); 
  • из системного толкования положений подпункта 12 пункта 1 статьи 164 и пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ следует, что для целей применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость определяющее правовое значение имеет экономическая сущность произведенной операции (связь с экспортной операцией), направленность действий на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом участникам соответствующей деятельности необходимо и достаточно документально подтвердить, что их работы (услуги) связаны с экспортом товара (сопутствуют ему) (Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 31-П);
  • возможность требовать от налогового органа предусмотренные пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса РФ проценты связывается законодателем с необходимостью представления налогоплательщиком заявления о зачете или возврате суммы налога до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 № 543-О); 
  • пункт 1 статьи 15 и статья 1064 Гражданского кодекса РФ не предполагают взыскания с физического лица денежных средств в размере недоимки по налогу по иску о возмещении вреда, причиненного публично-правовому образованию неуплатой налога, если эти недоимки в законном порядке признаны безнадежными к взысканию, что обусловлено поведением налоговых органов, притом что решение о списании таковых и невозможность их взыскания прямо не обусловлены противоправными действиями налогоплательщика (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 № 32-П);
  • взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно потому, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ был признан КС РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования норма не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). Изложенное в постановлении толкование пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ является общеобязательным (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П). 

Наши специалисты имеют успешный опыт разрешения налоговых сопоров в досудебном и судебном порядке. Если у вас возникли вопросы или вам нужна помощь в налоговом споре вы можете написать нам или связаться с нашими специалистами по телефону. 

Остались вопросы?
Пишите на info@bsh-cons.ru
  • 02.03.2022Обзоры Налоговый маневр для ИТ-компаний: новый поворот 02.03.2022

  • 01.03.2022Обзоры Валютные ограничения резидентов 2.0 01.03.2022

  • 28.02.2022Обзоры Валютные ограничения резидентов 1.0 28.02.2022

  • 07.02.2022Обзоры Внутригрупповые расходы на управляющую компанию в зоне особого внимания ИФНС 07.02.2022

  • 17.01.2022Обзоры Обзор ключевых налоговых споров 2021 17.01.2022

  • 27.01.2021Обзоры Ключевые налоговые споры 2020 27.01.2021

  • 15.01.2021Обзоры Позиция Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения 2020 15.01.2021

  • 10.08.2020Обзоры ФНС России систематизировала критерии оценки затрат на внутригрупповые услуги 10.08.2020

  • 30.06.2020Обзоры Помощь поневоле: в России может появиться новый сбор 30.06.2020

  • 30.06.2020Обзоры Режим для самозанятых пришел во все регионы РФ 30.06.2020

Добавить комментарий

Перейти в раздел >
Закрыть меню