Поиск
Государственной Думой РФ в третьем чтении приняты законопроекты, смягчающие ответственность за нарушение налогового и валютного законодательства

Государственной Думой РФ в третьем чтении приняты законопроекты, смягчающие ответственность за нарушение налогового и валютного законодательства

Государственной Думой РФ в третьем чтении приняты законопроекты, смягчающие ответственность за нарушение налогового и валютного законодательства

19 марта 2020 г. Госдумой были рассмотрены и приняты в третьем чтении законопроекты, которыми:

— устанавливаются фиксированные значения для определения крупного и особо крупного размера в целях привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления (ст.ст. 198, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ);

— ограничивается возможность применения к предпринимателям статьи 210 УК РФ, на основании которой предусматривается уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в них;

— смягчается ответственность за нарушение требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ, ст. 193 УК РФ).

Законопроект № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений)»

Вносимыми изменениями исключается вариативность определения крупных и особо крупных размеров в отношении «налоговых» статей УК РФ.

По статье 198 УК РФ (ответственность за неуплату налогов и страховых взносов физическим лицом) крупным размером будет считаться 2,7 млн. руб., особо крупным – от 13,5 млн. руб. за три финансовых года подряд.

В действующей редакции крупным размером считается более 900 тыс. руб. за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм, либо от 2,7 млн руб. Особо крупным размером считается 4,5 млн руб. за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо более 13,5 млн. руб.

По статьям 199, 199.1 НК РФ (ответственность за неуплату налогов и страховых взносов организацией, неисполнение обязанностей налогового агента) крупным размером будет считаться 15 млн. руб., особо крупным – от 45 млн. руб. за три финансовых года подряд.

На настоящий момент крупным размером считается более 5 млн. руб. за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 25 % подлежащих уплате сумм, либо от 15 млн. руб. Особо крупным размером считается от 15 млн руб. за три года, если доля неуплаченных налогов, сборов, взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм, либо более 45 млн. руб.

По статье 199.3 НК РФ (ответственность страхователя — физического лица за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) крупным размером будет считаться 1,8 млн. руб., особо крупным – от 9 млн. руб. за три финансовых года подряд.

На настоящий момент крупным размером считается более 600 тыс. руб. за три года, если доля неуплаченных взносов превышает 10 % подлежащих уплате сумм, либо от 1,8 млн. руб. Особо крупным размером считается от 3 млн руб. за три года, если доля неуплаченных взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо более 9 млн. руб.

По статье 199.4 НК РФ (ответственность страхователя – организации за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) крупным размером будет считаться 6 млн. руб., особо крупным – от 30 млн. руб. за три финансовых года подряд.

На настоящий момент крупным размером считается более 2 млн. руб. за три года, если доля неуплаченных взносов превышает 10 % подлежащих уплате сумм, либо от 6 млн. руб. Особо крупным размером считается от 10 млн руб. за три года, если доля неуплаченных взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо более 30 млн. руб.

Кроме того, рассматриваемый законопроект предусматривает новую редакцию примечания к статье 210 УК РФ, которой устанавливается уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в них. Теперь учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности только в силу организационно-штатной структуры организации или ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. Исключение составляет случай, когда организация была заведомо создана для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

Также рассматриваемым законопроектом вносятся изменения в части уголовной ответственности за невозврат валютной выручки, и анализ данных изменений целесообразно провести в совокупности с еще одним законопроектом, принятым Государственной Думой РФ в третьем чтении 19 марта 2020 г. – речь идет о законопроекте № 871829-7 «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части административной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации валюты)».

Теперь статья 15.25 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение валютного законодательства, дополнена частью 5.2., которая устанавливает административную ответственность за нарушение резидентом обязанности по репатриации (возврату) валюты в сумме свыше 100 млн. руб., если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. При этом данный суммовой порог применяется как по однократно проведенным валютным операциям, так и по неоднократным операциям в течение года.

К лицу, которое ранее было привлечено у административной ответственности, будет применяться уже уголовная ответственность на основании статьи 193 УК РФ.

В свою очередь, вносятся изменения и в статью 193 УК РФ.

Предусматривается декриминализация невозврата валютной выручки (ч. 1 ст. 193 УК) при условии непривлечения лица ранее к административной ответственности за рассматриваемое нарушение, а также  изменение крупного и особо крупного размеров нерепатриированных денежных средств — крупный размер увеличен с 9 млн руб. до 100 млн руб., особо крупный с 45 млн руб. до 150 млн руб. Законопроект уравнивает ответственность за нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору, и организованной группой.

Остались вопросы?
Пишите на info@bsh-cons.ru
  • 27.01.2021Обзоры Ключевые налоговые споры 2020 27.01.2021

  • 15.01.2021Обзоры Позиция Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения 2020 15.01.2021

  • 10.08.2020Обзоры ФНС России систематизировала критерии оценки затрат на внутригрупповые услуги 10.08.2020

  • 30.06.2020Обзоры Помощь поневоле: в России может появиться новый сбор 30.06.2020

  • 30.06.2020Обзоры Режим для самозанятых пришел во все регионы РФ 30.06.2020

  • 07.06.2020Обзоры БАНКРОТСТВО В УСЛОВИЯХ COVID-19 07.06.2020

  • 01.06.2020Обзоры Диагноз бизнеса: COVID-19(2) 01.06.2020

  • 22.04.2020Обзоры 21 апреля 2020 г. Верховным Судом РФ утвержден первый Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ COVID-19 22.04.2020

  • 22.04.2020Обзоры Диагноз бизнеса: COVID-19 22.04.2020

  • 15.04.2020Обзоры ФНС России разъяснила порядок проведения налогового контроля в дни, объявленные нерабочими в соответствии с указами Президента РФ 15.04.2020

Добавить комментарий

Перейти в раздел >
Закрыть меню